Ветхий Завет в духовной семинарии РПЦ (часть 2)

<-- Первая часть — Предварительные сведения о Священном Писании.

Вторая часть. Общие сведения о законоположительных книгах
1. Первоначальная нераздельность законоположительных книг и названия их
2. Сведения о писателе Пятикнижия

1 раздел. Первоначальная нераздельность законоположительных книг и названия их

У евреев пять книг Священного Писания — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие составляли одну книгу, которая называлась Законом (евр. Тора). Законом Моисеевым (Ис. Нав. 1,7-8) или просто Моисеем. Так называются эти книги и в Евангелии (Мф. 5,17; Мр. 12,26; Лк. 16,29 и др.).
* Т.е. когда они говорят: «Закон гласит» или «Моисей гласит», то они подразумевают Тору.

Наименование этих книг Законом указывает на главное содержание, а прибавление к этому имени Моисея указывает на их писателя. И по языку, и по характеру изложения, все пять книг совершенно согласны между собою, что говорит о принадлежности их одному писателю.
* Интересно, как Моисей писал о своей смерти и о том, что было после?

Описание в этих книгах событий от времён Моисея, верность которых подтверждается многочисленными свидетельствованиями открытых и прочитанных письменных памятников Древнего Египта и Ассирии, которые свойственны только писателю-очевидцу, а именно таким и был Моисей в книгах Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Для нас же в качестве доказательств их подлинности Моисеевского происхождения, важнее всех подобных соображений то, что о Моисее, как писателе первых пяти книг Библии, говорит предание иудейской Церкви через самого Иисуса Христа, и апостолов. Признание Моисея писателем Закона стало верованием и РПЦ.

Полагают, что название «Пятикнижие» дано книгам Моисеевым 70-ю толковниками. Так же можно думать, что им принадлежит и название отдельных частей и книг Моисеева, которые приняты в греческой, и от неё и в славяно-русской Библии, т.е. Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

2 раздел. Сведения о писателе Пятикнижия

Моисей – великий пророк, законодатель и вождь народа еврейского. Он сын благочестивых потомков Левия — Авраама и Иохаведы (Исх. 2,1-2; Исх. 6,7) и родился в самое тяжелое время страданий потомков Иакова в Египте, когда последовало повеление фараона бросить всякого еврейского младенца–мальчика в воду. Однако, по вере своих родителей, Моисей был спасён от смерти (Евр. 11,26).

Усыновлён дочерью фараона, и получил воспитание во всей премудрости египетской (Деян. 7,21-23) и 46 лет провёл при царском дворе. Но потом, навлекши на себя гнев Фараона за заступничество за угнетённых единоплеменников, Моисей оставил Египет и укрылся в земле Мадиамской. Здесь, поселившись у священника Иофора, женился на его дочери. Моисей в уединении в пустыне возрастал духовно, подготовлялся к божественным промыслам, освобождения народа Израиля от египетского порабощения, призванный к этому великому делу при Хориве, после 40-летнего пребывания в земле Мадиамской — Моисей вместе с братом Аароном явился в Египет к фараону. Когда последний добровольно не освободил Израиля, Моисей вывел евреев из Египта после страшных казней, которыми последний был поражён. Затем, приведя евреев к горе Синай, Моисей явился ходатаем, т.е. посредником, через которого заключён был с Израилем ветхий синайский завет, и даны были Богом различные законы; здесь же под руководством Моисея, по указанию Господа, был построен переносной храм евреев – скиния свидения. Моисей повёл народ Израиля к пределам земли обетованной, на границах которой последовало возмущение народа, вызвавшее наказание его 40-летним странствованием по пустыне. В течение этого 40-летнего странствия Моисей явился вождём, через которого Бог чудесно спасал Свой избранный народ, посылая ему свет благодеяния, завещал ему Свои грозные суды и приговоры. Наконец, в последний год наказательного странствия под водительством Моисея было совершено завоевание восточно-заиорданской области Палестины, где поселились 213 колен Израиля. Свою жизнь великий вождь Израиля закончил около последнего стана на восточной стороне Иордана, на горе Нево, с которой он уже мог созерцать западно-заиорданскую землю.