Патер Дий Руслан-Воитель (Круг 41 от С.М.З.Х.)

«КРУГИ ВРЕМЕН». Летописи Древнерусской Церкви. Круг 41 от С.М.З.Х.
Патер Дий Руслан-Воитель (5840-5896) [Лета Жизни с 332 по 388 г. н.э.]

От начала своего служения Светлым Богам, Руслан, внук Дарина, сын Мстислава, два месяца: Тайлетъ и Рамхатъ [1], находился в Асгарде Ирийском. Всё остальное время он прибывал в странствии по Капищам и Святилищам Беловодья, в коих собственноручно вручал всем Капен-Инглингам [2] Капищ и Святилищ Саньтии-Наставления и Харатьи Патер Дия Хария Предвечного, коего впоследствии сменил на посту Верховного Жреца. В Саньтиях и Харатьях Хария содержались наставления о бдительности в отношении полуночного [3] соседа Аримии [4]; о недопустимости проведения торжищ рядом с Градами, Скитами и Скуфами [5] по всем порубежным Весям [6], а тем паче недопустимо устраивать торжища рядом с Капищами, Святилищами, Городищами и Погостами [7]. Все торжища предписывалось проводить на порубежных местах [8], дабы не могли Аримы, под видом торговцев, селиться рядом со Славянами и Расичами, и не могли строить козни [9], и всякие беды сотворять, и мощь Свята Расы ведать [10]. А посему, всем жителям порубежных Весей предписывалось громоздить заслоны и засеки [11], иметь конные разъезды и пешие дозоры [12], ставить заставы по рубежам Державы, вплоть до Великой изгороди, именуемой Китаем [13].

1. Тайлетъ и Рамхатъ — последний и первый месяца Лета.
2. Капен-Инглингам — Священнослужителям, Жрецам.
3. полуночного — южного.
4. Аримии — древнего государства на территории Китая.
5. Скитами и Скуфами — Скит — поселение с Капищем; Скуф — поселение со Священным Городищем.
6. порубежным Весям — приграничным областям.
7. Погостами — долинами Предков, где находятся курганы с захоронениями праха и костей после кремации; кладбищами.
8. на порубежных местах — на специально отведённых местах у границы.
9. строить козни — создавать проблемы.
10. мощь Свята Расы ведать — вести военную разведку.
11. громаздить заслоны и засеки — создавать оборонительные укрепления вдоль границы.
12. конные разъезды и пешие дозоры — отряды наблюдателей.
13. Великой Изгороди, именуемой Китаем — в древние времена Китаем называли высокий забор или крепостную стену, ибо Кий — по др. словенски: жердь, изгородь, забор; а Тай — высокий. Пример: Китай-город в Москве назван так, из-за высокой стены, которая его окружала, а вовсе не из-за китайцев.

В Лето 5878 [370 г. н.э.], по смерти Хария Предвечного, Круг Ведичей избрал Руслана Патер Дием. По его указанию, в память Патер Дия Хария Предвечного было решено основать Святилище на берегу х’Арийского моря [14]. Святилище было срублено [15] за три месяца, украшено резной лепниной, и Великой Силой Народной была сотворена большая Куммирня Круга Богов [16] с Великим Жертвенником посередине и малыми Жертвенниками перед каждым Куммиром. Хоромы Святилища были в высоту Круг аршин [17] до шатра и пол-Круга аршин [18] был купольный шатёр. Длина сторон Хоромины [19] была пятнадцать саженей [20] по полуночной и полуденной сторонам [21], и по десятку саженей по исходной и заходной сторонам [22]. Внутри Хором Святилища было множество горниц, Святилищ, клетей и подклетов [23], а также срединное Святилище с Куммиром [24] Рода, с Алтарным камнем [25] и множеством Куммиров Богов, аршин в высоту [26].

14. х’Арийского моря — озера Байкал.
15. срублено — т.е. построено без единого гвоздя.
16. Куммирня Круга Богов — 16 родовых Богов.
17. Круг аршин — 16 аршин или 11,38 м (1 арш = 71,12 см). [см. Пядевая система]
18. пол-Круга аршин — 8 аршин или 5,69 метра.
19. Хоромины — т.е. великого строения.
20. саженей — сажень = 213,36 см.
21. по полуночной и полуденной сторонам — по южной и северной сторонам.
22. по исходной и заходной — по восточной и западной.
23. горниц, Святилищ, клетей и подклетов — т.е. множество комнат, помещений.
24. Куммиром — изваянием Бога из камня или дерева.
25. Алатырным камнем — Священным камнем, алтарем.
26. аршин в высоту — 71,12 см.

В Лето 5890 [382 г. н.э.], во время своего пребывания в х’Арийском Святилище, Руслан, вместе с общинными дружинниками и отрядами штоурмвоев отразили Ариманский набег, коий Аримы использовали для угона скота и разрушения Святынь. Славянская дружина, в количестве двух сотен человек, в течение трёх дней и ночей отражала вчетверо превосходящие силы Аримов. На третий день боя Верховный Жрец был ранен ножом в спину, но даже имея засапожный нож в спине, он в течение получаса [27] продолжал сражаться с противником. И, когда Аримы увидели, что Верховный Жрец сражается с ножом в спине, их обуял страх, и они, бежав с ратного поля, кричали: «Безсмертный смерть несёт!». По окончании сечи, когда Аримы, бросив добычу, бежали на свою территорию, на поле брани остались лежать десятикружье [28] Славянских воинов и два по тридевять десятков [29] Ариманских воинов. Тяжело раненного Патер Дия Руслана обнаружили под грудой Ариманских тел. Четыре месяца Ведуны и Кудесники исцеляли его раны, но, даже когда он поправился, его левая рука была недвижима и не могла поднять не только меч – ибо Руслан был оберукий воин [30], – но и засапожный нож.

27. получаса — т.е. 45 минут, ибо Славянский час = 1 часу и 30 минутам современного времени.
28. десятикружье — т.е. 10 Кругов = 160.
29. два по тридевять десятков — 540.
30. оберукий воин — т.е. владеющий двумя мечами.

В Лето 5893 [385 г. н.э.] в х’Арийском Святилище, в котором находился Руслан-Воитель, прибыли посланцы Раданов Народа Дракона [31], дабы принести дары Верховному Жрецу и испросить изволения его на прохождение караванов в дальние страны, по заходу Ярилы-Солнца лежащие [32]. При этом они предлагали пятнадцать частей от каравана [33], но при условии, что караван будут сопровождать войны Народа Дракона, на что Патер Дий Руслан-Воитель ответил: «Нам достаточна и осьмая доля [34] (8/1296) от каждого каравана, но никаких воев, кроме погонщиков и караванщиков быть не должно. От Великой Изгороди [35] до Рипейских гор [36] караваны будут сопровождать и оберегать вои Беловодья. Караванщики должны будут оплачивать обережь каждому вою». В обязанности воев входило сохранение караванов от набегов со стороны Ариманских Раданов. За Рипейскими горами караванщики могут нанять себе обережную дружину из воев других Держав.

Расчёт за караваны должен быть только в железе Хорса [37]. Были также определены сроки прохождения караванов. Начиная с месяца Элетъ, по месяц Рамхатъ будет три каравана в месяц: как на заход Солнца, так и на его исток. Провиант для лошадей караванщики везут с собой. В случае необходимости, дополнительный провиант они могут выменивать на порубежных торжищах, договариваясь с главами Родов тех Весей. Кроме того, за каждые два каравая хлеба, караванщики будут платить либо един Царь-корень [38], либо две меры белого зерна [39]; за копчённую или вяленую рыбу по два десятка, четыре Царь-корня, либо две меры белого зерна и кошь [40] черемши [41]; за куницу или соболя – едина горсть соли; за куницу, соболя и бобра — две горсти соли; за кадь [42] мёда о трёх пудах [43] – пять корней Царь-корня, либо семь гривен Хорса [44]. Остальная снедь [45], по договорённости со старейшинами Родов. Товарообмен караванщики должны вести только на торжищах порубежных, а вено [46] должны доставлять в х’Арийское Святилище. Ежели, какие просьбы у караванщиков появятся в будущем, они будут рассматриваться на местах старейшинами Родов.

В х’Арийском Святилище всё вено отдавалось мастеровым-умельцам, дабы изготовляли они обережь и утварь всяческую.

В Лета 5894-5895 [386-387 г. н. э.] по решению патер Дия Руслана-Воителя вдоль торговой тропы были поставлены восемь становищ [47] каменных с Хоромами, Куммирнями и Жертвенниками, дабы могли караванщики приносить Жертвы и Требы Богам своим, какой бы Веры они ни были.

31. Раданов Народа Дракона — старейшин Родов из Кореи.
32. по заходу Ярилы-Солнца лежащие — на запад.
33. пятнадцать частей от каравана — 15 из 144 (15/144).
34. осьмая доля — 8 из 1296 (8/1296).
35. от Великой Изгороди — Великой Китайской Стены.
36. до Рипейских гор — до Урала, здесь: до Аркаима.
37. железо Хорса — серебро.
38. Царь-корень — женьшень.
39. белого зерна — риса.
40. кошь — корзина.
41. черемши — лесной чеснок.
42. кадь — кадушка, бочка.
43. о трёх пудах — 48 кг (1 пуд = 16 кг).
44. гривен Хорса — серебрянная денежная единица, ожерелье.
45. снедь — продукты, пища.
46. вено — пошлина.
47. становищ — постоялых дворов с культовыми местами.

Во время Великого ПОСТа, в Лето 5896 [388 г. н.э.] Аримы напали на х’Арийское Святилище, дабы похитить все сокровища хранимые там и вено. Аримское войско привёл Радан Ун Линь, и воинов с ним было полтьмы [48], а в х’Арийском Святилище на празднестве было тысяча и четыре сотни человек вместе со старцами, женщинами и детьми. Аримы напали рано утром, в месяц Дайлетъ 32 дня, когда ещё шла служба в Верховном Капище. Женщин и детей сокрыли в Капище, а мужи встали на защиту, ибо они всегда были готовы к отражению набегов, наученные постоянными набегами Аримов. Жители прибрежных Весей и Скитов оружие всегда носили с собой, и только входя в Капище или Святилище, вешали на стенную перевязь [49]. В полдень, когда битва была в самом разгаре, Аримы подожгли овин с амбаром [50], пламя с которых перекинулось на Капище. К началу нового дня [51], когда Ярило-Солнце уходит на покой, прибыли дружины с дальних застав. Перед их взором было полностью сгоревшее Святилище со всеми постройками, и внутри изгороди всё было завалено грудами тел. Среди погибших мужчин были тела женщин с мечами в руках. Один из дружинных дозоров сообщил воеводе Неждану, сыну Любомира, внуку Изборову, что в сторону Аримии тянутся следы от волокуш [52]. Воевода отправился в погоню, а три дюжины штоурмвоев [53], во главе со Жрецом-Ведуном Венитаром, остались на пожарище.

Всех сражённых Аримов снесли в большой лог, где для них была приготовлена великая Крода, а всех павших Расичей уложили рядами, у сгоревшей изгороди, где всего было погибших две с половиной сотни человек.

Штоурмвои, по указу Венитара, начали разбирать сгоревшее Святилище, ибо из горевшего посередине пожарища огня, доносились детские голоса и плач. Когда пожарище разобрали, был освобождён потайной лаз, ведущий в последнее нижнее Святилище, где и смогли схорониться древние старцы, женщины и дети. Воевода с дружиной догнал не ожидавших погоню Аримов. По указу Воеводы, дружина разделилась на три части. Отряды левой и правой руки были по полторы сотни человек, головной отряд во сто человек. По решению Воеводы решено было напасть с трёх сторон, когда Аримы устроят привал. Как только Аримы устроили привал и собрались отдыхать, со всех сторон раздался громкий клич: «Вар! Вар! Вар!» и как призраки, из леса на конях напали отряды славных Расичей. Аримы не ожидали нападения. Безоружные они метались по стану, не понимая, что происходит, и падали мёртвые под градами стрел, которые летели с трёх сторон: спереди, справа и слева. Аримы, видя, что с той стороны, откуда они пришли стрелы не летят, бросились назад, и тут их встретили штоурмвои воеводы. Через три часа в живых остались три сотни Аримов, которые сами сдались в полон. Среди них был и раненный в плечо Радан Ун Линь. Все возы с добром отправили назад. На многие из них положили раненных и погибших витязей, также с обозом был отправлен Ун Линь и четыре его воеводы. С остальных пленных Аримов воевода взял слово, что они никогда более не ступят на землю Свята Расы и пешими, без оружия отпустили их восвояси.

Патер Дий Руслан-Воитель погиб, защищая женщин, стариков и детей, ибо его тело с мечом в руке, рядом с двумя погибшими воинами, лежало на крышке подплитного лаза, ведущего в нижнее Святилище. После того, как из подземного Святилища были освобождены старики и дети, воевода распорядился всех накормить. Дружинники проводили освобождённых к витязям, лежащих рядом и на подводах, чтобы каждый мог забрать своего павшего воина, и отслужить по ним Великую Тризну.

Два Ведуна и Кудесники были представлены к Ун Линю и его воеводам, дабы они могли залечить их раны. Через три дня после Великой Тризны, из всех близлежащих Скитов, Скуфов и поселений, пришли на место х’Арийского Святилища люди, кои потеряли своих близких, чтобы совершить Славновеликую Единую Тризну по всем погибшим Расичам. Души дружинников и ратников х’Арийского Святилища вместе с огнём и дымом Великой Кроды поднялись в Вырий [54], где у входа в Волхаллу [55] их ждали Светлые Боги. Посланные в Аримию гонцы договорились с главами Ариманских Родов о выкупе за пленённого Ун Линя и его воевод. За каждого пленённого была назначена следующая мена: воз соли в тростниковых кошах. При этом каждый воз могут сопровождать только два воина, коим разрешается при себе иметь меч и засапожный нож.

48. полтьмы — т.е. 5000 (1 тьма = 10000).
49. стенная перевязь — место у входа, где входящие оставляли своё оружие, развешивая его на стене.
50. овин с амбаром — хозяйственные постройки для сушки и хранения зерна.
51. к началу нового дня — начало новых суток в древние времена велось с вечерней зори.
52. волокуш — воз, который тащат волоком.
53. три дюжины штоурмвоев — 36 воинов (1 дюжина = 12).
54. Вырий — Небесная Обитель Сварги Пречистой, в светлом Мире Слави, где продолжают жить наши Предки.
55. Волхалла — обитель Бога Волха, место, где собираются воины, погибшие за Отечество и правое дело.

В то время, когда гонцы уехали в Аримию, после Великой Тризны состоялся правый суд над четырьмя Ариманскими ворогами. Вече [56] постановило, что согласно Законов Копы [57], принесших смерть и горе Аримов, надлежит предать позору [58] через сечение ивовой ветвью у столба Родовых Треб. Каждая из пострадавших жён, сын или дочь в возрасте до осемьнадцати лет, наносят один удар ветвью каждому осуждённому и передают ветвь следующему. После каждых двух сотен ударов Кудесники должны были делать осуждённым бальзамовые примочки на раны. Удары наносить разрешается только по спине и седалищному месту. После вынесения наказания и приведения позора в исполнение, всем четырём осуждённым дали испить сон-травы, чтобы на время облегчить их мучения, ибо после каждых четырёх сотен ударов, посечённые места смазывались белотравной бальзамной мазью.

Осуждённые проспали долгое время после испития сон-травы, ибо Кудесники хотели хотя бы на время облегчить их страдания и мучения. Когда прибыл обоз с солью, осуждённых отпустили и начали осуществлять обмен. В это время из Таевского Скита пришли женщины, коие не поспели к началу позорного наказания. Когда они увидели, что пленённых Аримов предают прибывшим с обозам воинам, женщины растолкали Ариманскую стражу, схватили Ун Линя и трёх его воевод, разорвали един кош с солью, и, сняв с пленённых Аримов порты, посадили их в соль седалищным местом, после чего обратились к воеводе Неждану со словами: «Теперь ты можешь нас наказать, если тебе позволит Совесть». Но, Воевода ответил: «Вы сделали то, что подсказала вам ваша Душа, а я над вашими Душами не Волен, ибо только Боги глаголют с Ними. Идите жёны с миром».

56. Вече — Народное собрание.
57. Законов Копы — т.е. Общинно-Родового Права.
58. позору — т.е. публичному наказанию.

После этого собрался большой Круг Ведичей Беловодья, на коем было принято решение, что день славной кончины в неравной сече с ворогом, Патер Дия Руслана-Воителя, будет отмечаться в каждое последующее Лето, в девятый день Великого ПОСТа, в месяц Дайлетъ 32-го дня для назидания потомкам Великой Расы.