Йом Киппур

Йом Киппур — Судный день, праздник дня отпущения грехов. Если в день Рош Ашана судьбы всех людей заносятся в Книгу жизни и смерти, то Йом Киппур — это приговор, кому в этот день прожить, а кому умереть. Приговор скрепляется печатью.

В этот день, так же как и перед Новым годом читаются специальные покаянные молитвы. Накануне Судного дня совершается обряд капарот, напоминающий о приносимой в древности жертве за грехи всего народа. В дни покаяния особенно перед самым судным днём, каждый должен примириться со всеми друзьями и знакомыми, которых он, возможно, обидел в прошедшем году. В это время принято жертвовать деньги бедным или на благотворительные нужды. Примерно за час до наступления Йом Киппур устраивают последнюю трапезу. В сам этот день запрещено есть и пить (день поста), и пост этот должен соблюдаться всеми, кроме детей и тяжелобольных.

В Торе сказано о Судном дне: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу». В этот день первосвященник приносил особую жертву за грехи всего народа, и кропил её кровью жертвенник и святилище, куда можно было входить только одни раз в году. «В сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты перед лицом господа вашего». Это был самый ответственный день в году. Первосвященник задолго начинал готовиться к тому, чтобы войти в святая святых – в специальное помещение в храме, где находились скрижали с заповедями, жезл Аарона и сосуд с манной. После совершения жертвоприношения он говорил: «Да, будет воля твоя Господи, боже наш и бог отцов наших, чтобы наступающий год был для нас и для народа твоего дома Израилева годом, в который бы ты открыл нам сокровищницу благодати твоей, годом обильных житниц, годом благословления, годом благих определений от тебя, годом, изобилующих хлебом, вином и елеем».

* Заметьте, искупительная жертва кровью. Т.е. считается, что если жертвенной крови дать гою (т.е. не евреям), то бог простит все грехи. Поэтому в мацу и напитки добавляли ритуальную жертвенную кровь и давали это не евреям, т.е. как бы дающий, вместе с этой кровью все свои грехи отдаёт (сваливает) другим. Но нельзя еврею отдавать это другому еврею, только гоям (по Торе все другие народы сравнены с животными, поэтому им отдавать можно, как бы «козлы отпущения»). Поэтому раз иудеи много нагрешили, надо и много искупительных жертв принести. А как это лучше сделать? Допустим, добавить ритуальную кровь в кока-колу, пепси-колу, и разослать во все страны мира вместе со своими грехами, и за это ещё получить деньги. Т.е. мало того, что у тебя забрали все твои грехи, так тебе ещё и заплатили за это, как бы бог дал тебе за это ещё и достаток.

Молитва

После разрушения Иерусалимского храма в 70 году, жертвоприношения прекратились. Центром еврейской жизни стала синагога, и день Йом Киппур отмечался особенно торжественным богослужением. Служба начинается в сумерках при заходе солнца. В этот вечер в синагогу приходят даже те, кто не бывает там целый год. Молитва, с которой начинается Судный день называется Кол нидрей т.е. «все обеты», она стала своеобразным символом этого дня, в ней обращаются к богу Израиля не взыскивать за слова, сказанные необдуманно, её печальная пронизывающая мелодия задаёт тон всему богослужению этого дня. Молитва заканчивается поздно вечером и вновь начинается рано утром. Служба в синагоге идёт весь день до наступления темноты.

Молитвы перемежаются чтением из Торы и книг пророков. Заключительная служба называется нейла (т.е. «врата»), символизируя закрытие небесных врат. Специально для судного дня записано большое количество поэтических произведений, включаемых в состав богослужений. Они в образной форме рисуют положение в общине: «Как глина в руках горшёчника, которую по воле своей он растягивает, и по воле своей сжимает, так и мы с твоей Творец милости, воззрим на завет, и не обращай внимания на греховные помыслы».

Йом Киппур завершается трублением в шофар. С наступлением темноты пост прекращается. В отличие от других праздников, Йом Киппур не имеет второго дня, т.к. двухдневный пост был бы слишком тяжёл для людей (нельзя есть и пить). Это так же единственный пост, который может совпадать с субботой (шаббат). Т.е. все другие посты, если они по календарю выпадают на субботу, переносятся на следующий день, т.к. в субботу запрещено поститься и скорбеть; но в Судный день, даже если он выпал на субботу, евреи постятся и скорбят.