Славянский взгляд на мир

Испокон веков наши Предки смотрели на мир как на неотъемлемую часть Мира Божественного и как на неотъемлемую часть себя. Это отражалось в отношении славян к растительному и животному миру, который всегда был для славян Родным.

Что значит Родным? В принципе, чтобы понять то, что мы сейчас записали в двух предложениях, можно прочитать трёхтомник Афанасьева А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу», а можно даже не читая, просто вдуматься, как говорили наши Предки. Допустим: «берёзка сестрёнка», «лисичка сестричка» или «Лиса Патрикеевна», медведь – «Михаил Потапович», «Кот Котофеевич», «Щука Матушка», т.е. уважительно, по имени-отчеству. Вроде бы Мир живности, а щука почему-то Матушка? А связано это с Рожаной, прообраз который был зарисован, что съев щуку, Рожана забеременела и потом Богов родила. Тоже самое сделала и Лада, отведав щуки. Т.е. можно конечно, разбирать, что в щуке много фосфора, микроэлементов, которые благодатно действуют в период зачатия ребёнка, но это будет просто биохимия, а здесь же Образность.

Вдумайтесь, у славян постоянно шло сравнение с Миром Природы, как бы сравнивали, что быстрее ветра? Мысль человеческая. Но сравнивают же два похожих образа. Или «Трава мурава как ласка материнская», т.е. ласковая, нежная или шёлковая. Или даже вспомнить фильм «Александр Невский», когда Василий Буслаев говорит: «За озеро отходи, на свою сторону, там бейся», потому что каждый камушек – братишка, каждая травинка – сестричка, т.е. всё родное, Родная земля помогает, Родная Природа. И взгляд на мир был такой же - всё что нас окружает, оно сродни нам. Но сродни, не в том смысле, как сейчас говорят: по уровню, интеллекту; нет, здесь в смысле, что Божественное, т.е. Божий Мир проявился в данную жизнь, поэтому всё существует во взаимосвязи. Поэтому бабушки и ходили в полнолуние по лесам, по полянам, уважительно брали разные травки, цветочки, чтобы из них потом приготовить лекарственные настои, или собирали грибы, ягоды. Затем это всё в сказы, Образы переросло, допустим: гриб – Старичок Боровичок.

Поэтому и отношение к миру было совершенно иное. Ведь вдумайтесь, наши Предки всегда говорили: «Душа есть у камня и древа», а раз у них есть Душа, значит к ним должно быть и обращение соответствующее, как к имеющему Душу. Всё что имеет Душу не должно губиться зазря. И это проявлялось каким образом? Если ты заботишься об окружающем мире, о Природе, значит и окружающий мир Природы будет заботиться о тебе; ты с добром - к тебе с добром.

И наши Предки не шли в Природу, чтобы покорить её, подчинить и прочее. Они старались подмечать, наблюдать жизнь в Природе, потому что всё, что происходит в жизни Природы оно наиболее гармонично, и это всё отразилось в народных поговорках: «Трудится аки пчела», или «Гуртом (совместно) сотворили как муравьи в муравейнике», или «Смотрит за порядком как волк» – это старое выражение, т.е. сейчас даже придали другой смысл: «Ну что ты смотришь как волк?» - выжидательно, внимательно. А волк он подмечал, чтобы не было больных животных, не зря же его называют санитаром Природы, он очищал, и это всё воплощалось в жизнь.

Взаимодействие с Природой

Ульи. Всё что давала Природа, человек использовал для своего развития на данной Земле, и передавал это из поколения в поколение. Допустим, дикие пчёлы создавали мёд в дуплах, а рядом всегда находился муравейник, чтобы всякие личинки не портили дерево. Люди начали делать тоже самое, некоторые муравейники переносили, и на возвышенности на ножках ставили дупла (ульи). Т.е. переняли от Природы.

Рыбные фермы. Видя, что в старые русла, в притоки рыба заходит на нерест, они ставили перегородки. Т.е. рыба отнерестилась, ушла, люди ставили перегородки - заводь и прикармливали, чтобы обеспечить себя рыбой. Или также делали углубления в этих небольших ручейках, либо когда реки разливались, они заранее делали ямы, туда добавляли траву, ил, и по весне река разливается, заполняет яму, рыба там нерестится, и там развивается, её выкармливали, т.е. как сейчас рыбные фермы. И брали-то ровно столько, сколько в состоянии съесть, не больше, а остальную рыбу отпускали, и знали, что всегда будет свеженькая. Такого как сейчас, выдернуть осетра только из-за икры, а потом его выбросить, такого вредительства не было.

Избушки на сваях. На деревьях, которые когда-то сломало ветром, замечали, что допустим, белки на месте слома, там много щелей, она туда орешки складывает и прочее. И укромно, и с другой стороны - солнышко светит. Что начали делать наши Предки? Ставить на такие столбы площадки, которые закрывали крышей, и получались так называемые, избушки на курьих ножках, которые использовали охотники, чтобы трофеи, припасы там хранить. И даже если медведь или ещё кто захочет залезть, он не сможет дотянуться до края избушки. Там делали либо выдвижные, верёвочные лестницы, либо люк, который закрывался.

Средство от комаров. Замечали, что в определённых кустах у воды не видно комаров. Тогда эти веточки срезали, сушили, и когда шли летом собирать около болот ягоды, где комаров много, они зажигали эти веточки, обкуривали себя, и комары к ним просто не подлетали.

Но заметьте, это же взаимосвязь происходила не только в сфере наблюдения, считалось, что связь существует постоянно, поэтому, когда рождался мальчик, рядом с домом садили дубок или кедр, или ещё какое-то Священное дерево. Если рождалась девочка – садилась берёзка. И на прошлых уроках (см. Использование Природной силы) уже разбирали, что эта связь общения между ребёнком и деревом сохранялась всю жизнь и независимо от расстояния. Сейчас только отголоски данной связи между людьми и деревьями сохранились. В баню идут с веничком - берёзовые, липовые, дубовые, т.е. для человека это как компенсация того чего ему не хватает - Природной силы, которую его Предки получали от земли. Раньше даже те, кто жили в степных поселениях, вдали от леса, они ехали в лес на лошади или шли пешком, чтобы походить, пообщаться с лесом. Не так как сейчас – приехать, напиться, намусорить, пожар устроить и уехать. Нет, радость была именно общения с Природой – вот этого не хватает.

Понимание Природы

И заметьте, это же всё осталось: «Ну что ты встал как дуб?» или «Что ты гнёшься как осина, как ива?», «Распушился как верба», «А этот заливается соловьём», «Ну ты орёл (или сокол)», «Что ты налетел как коршун». Или «Орлиный взгляд», «Орлиный профиль лица», «А у этого медвежья походка», «Крадётся как рысь», «А этот набычился», или говорят: «Ну, ты вообще овца глупая», или «Уставился как баран на новые ворота».

Т.е. вот оно соответствие, но наши Предки не только прообраз могли проявить природный, а многие могли и понимать саму Природу. Т.е. попробуйте представить мир с точки зрения кота, или цветка, или как видит этот мир берёзка, как видит окружающий мир рыба в воде, как выглядит мир глазами муравья? Не так, что своё человеческое сознание мы помещаем в муравья, т.е. залезли и мы такие маленькие побежали. Нет, именно как он видит мир. А это доступно и возможно, человек может это видеть. Ведь не зря, чтобы почувствовать Стрибожью силу – ветер, маленькие выбегали, ветер поднялся, и вздохнуть. Или лежишь на берегу, катер прошёл, и побежали все в волну, чтобы мощным потоком энергия обволакивала. Или сейчас люди: «Ой, дождик!» и начинают прятаться. У нас наоборот, как дождь - все в одних трусиках бегом по лужам под дождём. Т.е. совершенно другое отношение было к миру. И Солнце воспринималось как живое, ласково, ведь заметьте, говорили: сегодня Солнце хмурится, Солнце ласковое, Солнце тёплое. Отношение к нему было как к живому существу, и человек который вот так относился к Солнцу, можно сказать, он имел взаимосвязь с самим Солнцем и получал силы побольше, чем кто воспринял: ну, катится там огненный шарик, светит и всё.


* Философия, курс 2, урок 10.