Ураза-байрам

Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) – праздник разговения или малый праздник, известен у нас больше под тюркским названием Ураза-байрам, Кучук-байрам или Шакер-байрам. Ид аль-Фитр знаменует завершение поста в месяце Рамадан, он называется малым в противоположность Ид аль-кабиру – большому празднику, т.е. Курбан–байраму.

1. Пост перед праздником
2. Ифтар — разговение
3. Празднование

Пост перед праздником

Ураза-байрам проводится в честь окончания Рамадана — большой пост в течение месяца Рамадан (рамазан) называется по-арабски: саун, по-персидски: руза, по-тюркски: ураза, обязателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых мусульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень важное значение при совершении религиозных обрядов. Тахара не только сводится к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле она означает освобождение от всего оскверняющего.
* Заметьте, «Та-Ха-Ра»: Та – эта, Ха – положительная сила, Ра – сияние. Т.е. «это положительное сияние», поэтому здесь и ритуальная чистота. Т.е. слово взято из нашего древнейшего языка.

Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете. Услышав сигнал, мусульмане отправляются к утренней молитве в мечеть. В течение всего месяца рамадан верующим вменяется обязанность повторять формулу: «Я вознамерился поститься постом месяца рамадана от утренней зари до заката Солнца единственно ради Всевышнего». Дервиши, факиры, колондары и маланги, так по-разному называют странствующих аскетов-мистиков, ходят по дворам с песнопениями и поговорками, и собирают милостыню. В рамадан очень набожные люди прибавляют к пяти обычным ежедневным молитвам еще одну, которая совершается вечером. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто не может соблюдать его по объективным причинам. Например, кто занят на тяжёлых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т.д. Те же, кто временно освобождён от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности. Порицается пост в пятницу (т.е. в мусульманский выходной), в субботу (в день иудеев) и в воскресенье (день христиан).

Согласно широко распространённому мнению, пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов. Следует заметить, что в отличии, к примеру, от христианства, в исламе нет посредников между богом и человеком. Отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующим от имени бога. Так что мусульманин вынужден сам отвечать за свои грехи.

Мусульманские богословы трактуют пост, как способ обуздания страстей, порождённых животным началом в человеке (навс). Во время поста верующий, концентрируя волевое усилие, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало, которое они называют «кальб». Считается, что, соблюдая воздержание, человеческая натура облагораживается. Соблюдение 30-тидневного поста в месяце рамазан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. По поводу поста в Коране говорится:

«О, те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны на отсчитанные дни. А кто из вас болен или в пути, то — в число других дней. А на тех, которые могут это – выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмётся за благо, это лучшее для него, а чтобы вы постились это лучшее для вас, если вы знаете».

Далее говорится:

«Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим жёнам: они одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и чёрная нитка на заре, а потом выполняйте пост до ночи».

Последний стих, как мы видим, определяет важную особенность мусульманского поста, а именно, что поститься следует в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к жёнам — разрешено. Но от зари до заката помимо принятия пищи и супружеской близости запрещается курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя так же закапывать капли, задерживать содержимое кишечника, пускать кровь или ставить банки. Однако если человек проглотит пищу ненамеренно, это не считается нарушением. Вечером после заката постящийся должен принять фатур – лёгкую пищу. Вторая еда – сахур, принимается перед возобновлением поста на заре.

Ифтар – разговение

В нашей стране вечерние обряды разговения чаще называют «ифтар» — вечерний приём пищи во время месяца Рамадан. Обычно на ифтар приглашают родственников, близких, соседей, сослуживцев. Считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Во многих случаях среди приглашённых присутствует человек, умеющий читать молитвы и отрывки из Корана (т.е. читает на арабском).

Во время ифтара читается Коран, рассказывается о деяниях Аллаха и его пророка Мухаммеда, о постижении поста, райских наслаждениях и адских муках, но вперемешку ведутся беседы чисто светского характера. Во время Уразы верующий стремится целиком посвятить себя размышлениям об Аллахе и его откровении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране знающий арабский язык усиленно читает священную книгу. Мусульмане проводят значительное количество времени в молитвенных бдениях, слушают проповеди в мечетях, там же возносят хвалу Аллаху и молят его о прощении.

Празднование

Конец 30-тидневного поста отмечается в первый день месяца шавваль, следующего за рамаданом. Конечно, нелёгкое воздержание радостно и пышно отмечается Ураза-байрам, подчас даже с большим весельем, чем Курбан-байрам. В этот день перед началом праздника посещают мечети и беднякам, сиротам и убогим подают милостыню «окончание поста» — Закят аль-фитр. Её следует давать от каждого члена семьи. Добровольные пожертвования идут и на нужды мечети. Мусульманское предание гласит, что раздавать милостыню завещал сам пророк, сказав: «Пост Рамадана висит между небом и землею, пока раб божий не подаст следуемой от него милостыни».

В этот день следует дарить подарки женщинам и детям. Накануне Ураза–байрама происходит обмен традиционными блюдами с ближайшими соседями. Верующие стараются собрать вместе всех членов своей семей, никуда не пускать их из дома, т.к. считается, что в этот день в дом приходят Души умерших. В Ураза–байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках (намазгар). С утра перед посещением мечети люди исполняют все очистительные церемонии, одевают праздничные одежды, рекомендуется отведать фиников или других сладостей. Хутба (проповеди), читаемые муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о действительности прохождения поста, звучит наставление соблюдать его в будущем.

После торжественного богослужения люди отправляются на кладбище помянуть умерших, заодно посещают усыпальницы местных святых — аулия. Затем взрослые мужчины квартала, махали или кишлака собираются вместе, посещают дома всех недавно умерших. Это посещение носит кратковременный характер и включает чтение молитв и символическое угощение. Семьи умерших за последний год в день Ураза-байрама устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.

В день праздника принято поздравлять друг друга. Традиционное поздравление на арабском языке звучит так: «Такаббаля-Ллаху минна ва минкум!», что означает: «Да одобрит господь старания наши во имя его». Родственники и соседи посещают друг друга, обмениваются угощениями, преподносят подарки. Кое-где появляются импровизированные базары и ярмарки. На ярмарках выступают народные певцы, танцоры, музыканты, фокусники, артисты. Праздничные ярмарки становятся тем местом, где можно увидеть традиционные формы искусства и ремёсел восточных народов. Оживление царит на базаре, восточный базар – это многообразие звуков, образов, красок и форм. В этот день часто сооружаются большие качели, которые привлекают празднично одетых юношей и девушек. Среди азербайджанцев, таджиков, части осетин и др. народов сохранился обычай разводить костёр, водить хоровод вокруг него и прыгать через огонь. Вечером люди приступают к обильной трапезе.