Суккот

Суккот — это праздник шалашей (кущей – тростниковые заросли). Начинается праздник 15 числа месяца тишрей (сентябрь, октябрь) и продолжается 7 дней, в память того, что бог поселил евреев в кущах в пустыне, после их исхода из Египта.

Название праздника происходит от еврейского слова сукка – «шалаш». Как и некоторые другие праздники, Суккот имеет два значения – природное и историческое. В Торе упоминаются оба: одно связано с завершением сбора урожая: «праздник собирания плодов в конце года, когда уберёшь с поля работу твою» (Исход 23:16), и второе значение — с исходом из Египта: «помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии. Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберёшь с гумна твоего и из точила твоего» (Второзаконие 16:12,13). Здесь исторический акцент делался на том, что произошло после исхода: «в кущах поселил Я сынов Израилевых». Поэтому в Книге пророков праздник кущей связан с наступлением будущего царства справедливости, когда все народы признают единого бога Израиля.
* В наши дни делают шалаши на балконах, на улицах, на деревьях, и живут в них неделю.

Первый праздник кущи

В Книге Неемии наместник иудеев, восстановивший Иерусалим в 433 году, рассказывает о том, как впервые праздновали праздник кущи (т.е. суккот) после возвращения из вавилонского плена:

«И нашли написанное в законе, который Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошёл народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот… И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней».

Правила и традиции

Поздно вечером после завершения Судного дня, собираются вместе семьи, друзья и начинают строить кущу, она представляет из себя лёгкий шалаш, обычно сооружаемый из досок, веток, материи. Крышу, как правило, делают из хвойных веток, обязательное условие – через крышу должны быть видны звёзды. Куща является главным атрибутом праздника суккот. К началу праздника 14 числа месяца тишрей куща должна быть готова. В ней надлежит жить все семь дней праздника. Разумеется, в холодном климате это правило не всегда можно выполнить, поэтому многие ограничиваются тем, что лишь едят в куще в течении семи дней.

Другой важный атрибут праздника – «Арба миним» – четыре вида растений, упомянутые в Торе; они представляют собой, связанные вместе ветви лулав (пальмы), мирта, ивы, этрог (плод цитрусового дерева, называемый по-руски «цитрон»). Каждый день в праздник кущи берут в правую руку лулав, мирта, иву, а в левую — этрог, и потрясают ими на 4 стороны света, а также вверх и вниз. Этот обряд имеет символическое значение, связывающее его с признанием всемогущества бога Израиля. Каждый день после утренней молитвы, торжественная процессия обходит внутренние помещения синагоги. Участники шествия держат в руках лулав и этрог, и поют молитву «Ошана» (дословно: «О спаси»; христиане это переделали «Осанна»), эта молитва призывает благоденствовать землю.

В седьмой день праздника, называемый Хошана Рабба, процессия обходит синагогу 7 раз. Этот день традиция связывает с днями Рош Ашана и Йом Киппур, т.е. на Новый год, Душа каждого записывается в Книгу жизни, затем в Йом Киппур ставится печать божия – приговор, а в седьмой день праздника Суккот вступает в силу.

В эпоху Второго Храма (т.е. до 70 года н.э.) существовал обычай возливать воду на жертвенник. Этот обычай был очень популярен в Иерусалиме, толпы людей собирались смотреть, как несли воду в кувшинах из источников в храм. Смысл этого обычая связан с молитвой о дожде, читаемой на 8-ой день праздника. Собственно праздник кущи, когда обязательно надо находиться в сукке (шалаше) продолжался семь дней. Восьмой день заключительный, носит название Шмини Ацерет (букв. «восьмой, завершающий»), он имеет самостоятельное значение и заповеди о куще, и сидение в сукке на него не распространяется.