Рош х’Ашана

Рош х’Ашана («х» они не произносят) – это еврейский Новый год, который наступает первого числа месяца тишри (сентябрь, октябрь). Праздник длится два дня. Это время для самоанализа, раскаяния, угрызений совести за то зло (вольное или невольное), которое один еврей причинил другому. Допустим, нарушил Тору – дал брату своему (т.е. еврею) деньги в рост под проценты — значит, совершил зло. Вместе с тем, Рош Ашана — праздник радости, ожидания доброго года, несущего здоровье и благополучие.

По традиции за месяц до Нового года, а в иных еврейских общинах за неделю, начинают читать покаянные молитвы. Рош Ашана меньше других связан с историческими событиями, он напоминает о том, что происходит сейчас. В Новый год решения записываются, а в Судный день скрепляются печатью: «сколько убудет от мира и сколько прибудет, кому сколько жить и кому умереть, кому под конец дней своих и кому преждевременно, кому насладиться покоем и кому скитаться на чужбине, кому жить безмятежно и кому в полной тревоге, кому благоденствие и кому страдать, кому обеднеть и кому богатеть, кому умножаться и кому возвышаться» — таковы слова и молитвы поются в синагоге. Предание говорит, что в этот день бог раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека, и каждому выносится приговор. Но покаяние, молитва, милосердие смягчают злое определение, т.е молитвой и добрыми делами человек может смягчить свой приговор.

Молитва в синагоге в оба дня Рош Ашана продолжается дольше, чем в другие праздники. В этот день трубят в шофар (бараний рог). В связи с этим праздник имеет и другое название – Праздник труб. Звучание шофара является главным моментом службы в день Рош х’Ашана. Торжественные звуки шофара провозглашают власть бога Израиля, дарование Торы, суд над родом людским, свидетельствуют о грядущем мессии, т.е. мошиахе, и являются символом мученичества.

Ташлих

Во второй половине дня в первый день праздника (если он субботний, то во второй), отправляются к ближайшему водоёму: реке, пруду, морю и совершают обряд ташлих – буквально: «Ты отошлёшь грехи наши». При этом читают молитву, в которой есть такие слова: «Ты погрузишь в пучины морские все грехи, и все грехи народа твоего дома Израиля, ты повернёшь их в такое место, где бы их не помнили». После этого символическим жестом стряхивают полы одежды, как бы сбрасывая грехи в воду.

Существует так же обычай вечером после наступления праздника съедать кусочек сладкого яблока с мёдом и круглый сдобных хлеб – халу, чтобы год был хорошим. При этом говорят: «Да будет воля Господа, где боже наш и бог отцов наших обновит год хороший и сладкий». В обычай так же входит желать друг другу быть вписанным в «Книгу жизни». Поздравляя с Новым годом, мужчине говорят: «Лешана това тикатев», а женщине: «Лешана това тикатеви», что означает: «Да будешь ты записан (а) на хороший год».