Курбан-байрам

Курбан-байрам – исламский праздник жертвоприношения, начинается 10 числа месяца Зу-ль-хиджжа через 70 дней после окончания 30-ти дневного поста в месяце Рамадан, и длится 3-4 дня. Кроме того, христианская и иудейская мифология, по-своему интерпретированная в исламе, послужила появлению специфических для этой религии обрядов и ритуалов, поэтому праздник жертвоприношения неразрывно связан с паломничеством в Мекку (хадж) – город, в котором, а так же в его окрестностях, происходили упомянутые ниже события, город, где родился и проповедовал Мухаммед.

1. Название
2. Происхождение
3. Жертва
4. Празднование

Название

По-арабски: Ид аль-адха или Ид аль–курбан переводится «праздник жертвоприношения»; известен среди арабов так же как Ид аль–кабир, т.е. «великий, большой праздник»; среди персоязычных народов: Айде-корбан; мусульмане Пакистана, Бангладеш, Индии называют его Бакрид; у нас в стране он известен под тюркским названием Курбан-байрам (курбан – «жертва», байрам – «праздник»). Т.е. разные народы этот праздник называют по-разному.

Происхождение

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву богу — так в Библии говорится. Однако на месте библейского Исаака в мусульманской традиции Исмаил (его считают старшим сыном), а Исаак по мусульманским поверьям — второй сын Авраама (по-арабски: Ибрахим).

Мусульманское предание гласит, что первая жена Ибрахима Сара была бездетна, и Ибрахим с её согласия взял себе в жёны рабыню — египтянку Хаджар (в Библии Агарь). Но не было между жёнами мира и согласия. Когда раздоры зашли слишком далеко, Ибрахим по настоянию Сары удалил Хаджар в пустыню между Меккой и Иерусалимом. Вскоре в пустыне наложница родила сына, но мучилась без воды, страдал и младенец. Хаджар, завернув его в одежды пошла искать источник. Вдруг услышала она голос, раздавшийся между холмами Сафа и Марва, который произнёс: «Вот вода». Тогда бросилась Хаджар сначала по направлению холма Сафа, но воды не нашла, потом кинулась к холму Марва, но и там не оказалось воды, 7 раз она прошлась между холмами, но безрезультатно. И возопила она в отчаянии: «Истами я ил, ил!» т.е. «Услышь меня, господь, господь!». Отсюда и пошло имя Исмаил (в Библии – Измаил). Очнувшись от плача Исмаила, Хаджар увидела рядом с мальчиком чистый источник. Так был отмечен по воле господа этот младенец. Когда же Исмаил вырос, Ибрахим получил во сне повеление всевышнего принести сына в жертву. Ибрахим был человеком богобоязненным и не мог не исполнить волю Аллаха. Однако к Исмаилу в человеческом облике явился сатана Иблис и уговаривал его не повиноваться воле родителя. Исмаил не согласился, и отправились отец с сыном к месту жертвоприношения предначертанного богом. Когда они его достигли, Иблис снова явился к Исмаилу и вновь склонял его к непослушанию, тогда признался Исмаил отцу своему, что пришёл к нему какой-то человек и искушает его. Ибрахим же понял, что это дьявол соблазняет отрока, и велел бросить в Иблиса камень. Затем простёр Ибрахим руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего, но уже коснулся было нож горла Исмаила, как Аллах молвит архангелу Джабраилу (в Библии Гавриил):

«Спеши скорее к рабу моему и передай ему, чтобы не поднимал он руку на отрока своего, и не делал над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боится Ибрахим меня и не пожалел во имя меня сына своего единственного».

Одним взмахом крыльев Джабраил молниеносно достиг Земли и затупил нож, прежде чем тот коснулся горла Исмаила. Тогда возвёл Ибрахим свои очи и увидел, что Джабраил несёт для заклания овна, и вскрикнул от радости: «Нет бога кроме Аллаха, велик Аллах!». А господь за то, что Ибрахим выдержал испытание, благословил его и поклялся преумножить семьи его как звёзды небесные и как песок на берегу моря.

Согласно средневековым арабским генеалогиям, от Исмаила произошли североарабские племена, от другого потомка Ибрахима Кахтана – арабы, живущие на юге. Сам Ибрахим в Коране и мусульманском предании Сунна фигурирует как предок арабов и евреев. Для мусульман он ханиф, последовательный единобожник, друг Аллаха, пророк и преданный проповедник единственности и единства Аллаха, духовный предок Мухаммеда и его общины. Таким образом, Курбан-байрам или Ид аль-адха символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущего милосердия всевышнего творца.

Жертва

10-го Зу-ль-хиджжа по всему мусульманскому миру верующие несут на заклание животных в память о готовности Ибрахима принести в жертву Аллаху своего сына. В отдельных районах Средней Азии уже за 20 дней до наступления Курбан-байрама не полагается веселиться, устраивать праздничные угощения, надевать новые одежды, стричься и т.д. Однако, как правило, активно к празднику начинают готовиться за неделю. В эти дни наблюдается особое оживление на базаре, мусульмане запасаются продуктами для угощения, цены на мясо обычно повышаются. Те, кто имеют скотину, специально откармливают выбранное животное к празднику, ибо говорится в Коране: «Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Примите же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повернутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо». Мусульманин, совершив заклание не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных, поэтому поводу в Коране говорится: «Чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определённые дни над дарованными им животными и скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!». Ритуальное угощение устраивается так же во избежание всяких несчастий и болезней.

Иногда приготовленных к закланию баранов, коз, быков или верблюдов разукрашивают краской и увешивают всевозможными магическими ожерельями и бубенчиками. Дело в том, что согласно исламскому учению, дорога в рай идёт через Сират – это мост, перекинутый над адской пропастью, он тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени. У входа на Сират в судный день будут находиться животные, принесённые в жертву на Курбан–байрам, на них-то и будут правоверные перебираться на Сират в рай. Поэтому хозяин старается пометить собственного барана, верблюда или быка, чтобы быстрее отыскать его в этот важный момент. У нас в стране по понятным причинам, многие мусульмане заменяют заклание крупного скота взносом в мечеть, иногда соответствующим стоимости животного, или режут мелкую живность – кур, уток, кроликов.

Празднование

Наиболее набожные и благочестивые мусульмане добровольно постятся 10 дней до наступления Курбан-байрама. Праздновать день жертвоприношения начинают с самого утра, в четверг мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. Но прежде необходимо совершить полное омовение, одеть новую опрятную одежду, многие умащаются благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончанию утреннего намаза верующие возвращаются по домам, а затем по желанию собираются группами на улице или во дворах, где хором поют славословие Аллаху, которое называется «такбир». Потом они снова отправляются в мечеть и на специальную открытую площадку (намазгах) как правило, находящуюся за городом, где мулла или имам-хатыб произносят проповедь.

Хутба (мусульманская проповедь) обычно начинается с прославления Аллаха, его пророков, затем объясняется значение хаджа и значение жертвоприношения. Опытный имам-хатыб обычно облекает проповедь в форму рифмованной прозы. По окончанию проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Заодно на мазарах (мусульманских кладбищах) люди поклоняются гробницам местных святых.

Вернувшись с кладбища домой приступают к жертвенному обряду. Над священной, приготовленной к закланию жертвой, служитель мечети мулла или муэтдин читает специальную молитву, в которой вспоминается и жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек, в это время перерезает ей горло. Над жертвой в принципе любой обычный мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», т.е. «Во имя Аллаха, Аллах велик». Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. В рот часто кладут леденец. Затем леденец вынимают, т.к. он становится благословенным. Собранную кровь и печень барана завёртывают в чёрную тряпку, чтобы скрыть от света, они имеют большое значение. Из глаз барана приготовляют амулет (назари-курбан). Жертве должно быть не менее года, она должна быть здоровой и не иметь никаких недостатков. Овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека. Корова, бык или верблюд от 7 человек. Обычно режут барана, корову или быка двухлеток. Жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее 5 лет. Считается, что жертвы можно приносить не только за живых, но и за усопших (т.е. если перед праздником умер, а жертву не принёс, то за него приносят жертву, чтобы он там перебрался на нём по мосту через адскую пропасть). Часто шкуры, принесённых в жертву животных отдаются в местную мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой иногда присутствует мулла или муэдзин.

Праздничный стол. В Курбан-байрам каждый мусульманин должен отведать мясное блюдо, обычно называемое кош или кебаб. В праздничные дни в разных странах мусульмане готовят традиционные для них блюда. Праздник — это радостное событие, поэтому праздничная пища должна быть вкусной и разнообразной. Мусульмане нашей страны готовят такие традиционные восточные блюда как: плов, манты, шашлык, пельмени, лагман, чучвара, жаркое, бишбармак, всевозможные салаты, пирожки самсы. Накануне Курбан-байрама выпекают и небольшие лепёшки. Дети и женщины лакомятся всевозможными сладостями.

Курбан-байрам и последующие 3-4 дня наносятся визиты к друзьям и родственникам. Преподносятся разнообразные подарки, и считается, что в первую очередь подарки необходимо дарить родственникам, причём они должны быть не очень дорогими и экстравагантными. Преподношение подарков рекомендуемо, но не обязательно, т.к. затруднение приобретения по причине недостатка средств вынуждает малоимущих избегать визитов. В каждом доме у мусульманина в праздник Курбан-байрам царит дух такой гостеприимственной щедрости, что любой человек, вошедший в дом, не выйдет, не отведав праздничного угощения.